АССОЦИАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ОХОТНИЧЬИХ И РЫБОЛОВНЫХ ХОЗЯЙСТВ

Общественный союз

"Полювання... зближує нас з природою, привчає нас до терпіння, а іноді і до холоднокровності перед небезпекою."

Іван Сергійович Тургенєв

"Дай людині рибу, і ти нагодуєш її тільки раз. Навчи її ловити рибу, і вона буде годувати себе рибою все життя."

Китайський вислів

width="160"

width="160"

Ми в соцмережах

Тема недели

Охота в природно-заповедном фонде

Представьте типичный пример - охотники приняли решение получить в пользование угодья и создать на их базе охотничье хозяйство. После прохождения нескольких кругов ада, они получили Решение областного совета о предоставлении в пользование охотничьих угодий. Как минимум на 15 лет (срок пользования согласно ст. 22 ЗУ «Об охотничьем хозяйстве и охоте») им предоставляют не только возможность пользоваться общегосударственным ресурсом, но и реализовывать свой план по развитию охотничьего хозяйства. Пользователи прилагают усилия для восстановления, а затем сохранения и приумножения государственного охотничьего фонда, создания комфортных условий для потребителей услуг по охоте. Это предполагает строительство биотехнических сооружений, охотничьих домов и хозяйственных помещений, следовательно, совсем немалые денежные вложения.

Впоследствии, как показывает практика, пользователей ждет много неожиданностей - достаточно одного изменения в каком-то законе. На этот раз мы коснемся запрета охоты на всех без исключения территориях природно-заповедного фонда (ПЗФ), которая была введена благодаря принятию Закона по охране пралесов согласно Рамочной конвенции об охране и устойчивом развитии Карпат.

Законодательно установленная процедура создания объектов ПЗФ зависит от того, имеет он общегосударственное или региональное значение. Для первого типа объектов начинается процедура по ходатайству областной госадминистрации, рассматривает его Минприроды, и в случае одобрения обеспечивает согласование создания объекта ПЗФ с владельцами и первичными пользователями природных ресурсов. После этого следует разработка проектов создания, а окончательное решение принимает Президент. С объектами регионального значения аналогичные Минприроды функции выполняют областные государственные администрации и утверждает решения областной совет.

Поскольку охотничьи хозяйства не являются собственниками земельных участков, их мнение в таких вопросах не учитывается. Вот и имеем абсурдную ситуацию - областной совет сначала предоставил вам в пользование угодья, а через некоторое время - областная администрация решила создать объект ПЗФ и де-факто лишила вас ранее предоставленного права вести деятельность, просто поставив перед фактом.

В случае объектов общегосударственного значения абсурд достигает еще большего размаха. Например, один из крупнейших в Украине Национальных природных парков (НПП) - «Нижнеднепровский», занимающий площадь более 80 000 гектар на территории Херсонской области. Участие в согласовании его создания не принимали не только пользователи охотничьих угодий, но и территориальные общины, поэтому вместе они обратились в суд. Как следует из материалов судебных разбирательств, истцы обратили внимание на несколько нарушений законодательства. В частности, Минприроды отработало по известной нам схеме принятия решений - ходатайство о создании НПП не содержало научного обоснования такой необходимости, не были указаны границы НПП, отсутствовал и проект создания, вместо которого предоставили отчет по научно-исследовательской работе с рефератом, датированный 2009 годом. Впоследствии проект таки подготовили, аж на 1 странице, и содержал он лишь название объекта ПЗФ. Несмотря на то, что Указ Президента о создании «Нижнеднепровского» датирован 2015 годом, еще в 2017 году его границы установлены не были. Но эти обращения в суд не принесли результатов, поскольку сельские и поселковые советы не наделены полномочиями по принятию решений об организации территорий и объектов ПЗФ общегосударственного значения. И давайте быть откровенными, когда вы видели на практике положительный судебный опыт отмены Указа Президента.

А как же декларируемое ст. 10 ЗУ «О природно-заповедном фонде» право граждан на участие в обсуждении формирования природно-заповедного фонда. Или право объединений граждан вносить предложения по эффективному использованию природных комплексов и объектов (ст. 13). Организациям, осуществляющим ведение охотничьего хозяйства, ст. 33 ЗУ «О животном мире» предоставляет право участвовать в решении вопросов охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на территории их угодий. Почему забывают о статье 35 этого же закона, которая дает организациям гарантию, что если им прекратили право специального использования объектов животного мира, им предоставляют равноценную возможность осуществления этого права.

Давайте обратимся к лучшим практикам управления природно-заповедными территориями. Удачным представляется опыт заповедного дела в США, где создана Служба национальных парков. В 75 районах, которыми управляет эта служба, общей площадью более 51 миллиона акров (60% территории национальных природных парков), разрешена охота. Открыты для охоты также 372 заказника и охраняемые водно-болотные угодья. Если охота совместима с целями создания заказников, то она на территории такого природоохранного объекта разрешается. Служба национальных парков, опираясь на исследования и опыт, утверждает, что охота при необходимом контроле на охраняемых природных территориях необходима, ведь она хотя и может влиять на численность животных, беспокоить их, но не влияет на природную среду.

Интересный опыт американского лесного заповедника «Плато Кайбаб», созданного с целью восстановления популяции оленя в условиях «невмешательства». Численность оленя за несколько лет там возросла настолько, что больше чем в 3 раза превысила оптимальную. В результате олени нанесли непомерный вред лесам, которые в первую очередь пытались сохранить, и начали погибать от недостатка кормов и распространения болезней. Впоследствии охоту в заповеднике разрешили и ситуацию исправили.

Стоит отметить, что для объектов ПЗФ охота это не только возможность регулировать численность животных с целью предотвращения негативных последствий неконтролируемого ее увеличения. Это также возможность получать доходы от организации охот, а для местных жителей - получать доходы от предоставления различных услуг приезжим охотникам-туристам. Как результат - и заповедник имеет средства для осуществления своей цели, и местные общины положительно воспринимают присутствие охраняемых территорий в своей местности. По сообщению профессора, д.б.н. В.И. Лысенко, в США местные жители имеют право использовать возобновляемые природные ресурсы, даже тех животных, которые занесены в Красную книгу!

А теперь о результатах создания объектов ПЗФ в Украине. По данным профессора В.И. Лысенка, на площади 3248 га Крынковского лесничества (территория охотничьего хозяйства вошла в НПП «Нижнеднепровский») был нанесен непомерный вред животному миру из-за запрета проведения биотехнических мероприятий и регулирования численности хищников. Так, только за два года после создания Нацпарка волчья стая уничтожила все поголовье муфлона европейского (64 гол.), а за две зимы 2016-2017гг найдены погибшими 8 голов оленя благородного, 12 голов лани европейской и 24 головы кабана, которые пытались спастись от недостатка кормов. И это результат запрета охоты на примере лишь одного хозяйства!

По отношению к местному населению в Украине ситуация также кардинально противоположная той, что сложилась в США. При создании нацпарка территориальным общинам обещали, что их права на пользование природными ресурсами будут сохранены, а изменения в законодательство, которые их ограничили, внесли позже. Так они были лишены возможности заниматься привычной для них на протяжении всей жизни деятельности. Поэтому территориальные общины просят сокращать площади НПП, а на их окраинах усиливается браконьерство. Вместо существовавшей ранее в украинском законодательстве декларации, что одно из средств сохранения природно-заповедного фонда - введение экономических рычагов стимулирования охраны, запретили охотничье использование ресурсов диких животных на территории всех охранных объектов.

Стремясь выполнить обязательства перед Европейским союзом об увеличении процента заповедности, власть забыла о принципе Международного союза охраны природы - важным инструментом охраны природы является устойчивое использование диких живых ресурсов. Запрещена ли охота, а тем более ведение охотничьего хозяйства, на всех природоохранных территориях в Европе? Нет, ведь там признают, что охота, как и другая деятельность человека, является частью человеческой идентичности и даже необходима для поддержания и восстановления отдельных видов и мест обитания. Например, центральным элементом охраны биоразнообразия на территории ЕС является сеть охранных участков «Натура 2000», которая охватывает площадь около 18% территории Союза. Ее принцип - стремление обеспечить длительное сосуществование человеческой деятельности с ценностями биоразнообразия, для сохранения которого создавалась сеть. Директивы ЕС «О местах обитания» и «Птичья», согласно которым и создавалась «Натура 2000», признают легитимность использования живой природы, в том числе и путем охоты. Об этом говорится в разработанном Европейской комиссией информационном бюллетене «Устойчивая охота и Натура 2000», где описана полезность охоты в сохранении биоразнообразия на охраняемых территориях и взаимная выгода между охотой и сетью охраняемых территорий.

За примером можно обратиться и к ближайшим соседям. В Беларуси в Национальном парке (!) «Беловежская пуща» разрешена охота на «краснокнижных» (!) зубров, а именно на тех особей, которые не принимают участие в размножении популяции. По словам гендиректора Национального парка Александра Бурого, благодаря регулированию численности зубра есть возможность не допустить уничтожения парка, как уникального лесного массива. Кроме того, охотничий туризм позволяет получить доход в 1,5 млн евро, тогда как доходы от туризма в целом составляют 4 млн евро.

«Во-первых, изменения законодательства, начиная с 2010 г., ничего общего с европейскими и международными нормами не имеют. В Европе (и в других мирах) охота запрещена только (по нашим статусам ПЗФ) в природных и биосферных заповедниках», - комментирует профессор В.И. Лысенко. «Во-вторых, запрет нарушает права местных общин. Эти права прописаны в «Программе действий на ХХ1 век», которую, вместе с более 150 странами мира подписала Украина в Рио-де-Жанейро в 1992 году. К сожалению, права местных общин вообще не признаются и они отстранены от процесса создания ПЗФ Украины», - добавляет известный специалист в области экологии.

История свидетельствует о том, что именно охотники были первыми инициаторами создания заповедных территорий, и каждый пользователь продолжает эту практику, организуя воспроизводственный участок в своем хозяйстве. И украинская власть, вопреки ориентирам Европейского Союза по важной роли охоты в сохранении биоразнообразия и охране местообитаний, игнорирует охотничью отрасль, с подачи псевдоэкологов нарушает конституционное право украинского народа на пользование общегосударственными природными ресурсами, и вместо того, чтобы следовать европейским принципам, строит заповедность на бумаге.

Татьяна Теличко, «Ассоциация пользователей ОРХ»,

Сергей Андросюк, «Всеукраинский охотничий союз»

Экспертное мнение. Комментирует известный зоолог и эколог, профессор, д.б.н., В.И. Лысенко:

Дикие охотничьи животные (лось, олень, муфлон, лань, косуля, кабан и др.) не являются, как правило, очень пластичными видами (такими, которые быстро приспосабливаются к изменению экологических связей и к новым условиям существования) в отличие от хищных и вредных животных, которые быстро адаптируются к даже огромным изменениям в биосфере. В качестве примера, произошло быстрое распространение шакала в южных регионах Украины. К концу ХХ века этот хищник никогда не встречался в Украине, а сейчас он стал обычным в Крыму, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областях. Создание национальных природных парков (без внесения соответствующих изменений в законодательные акты Украины относительно деятельности в хозяйственных зонах НПП) на этих территориях может привести, а в некоторых случаях уже привело, к полному уничтожению диких охотничьих животных и нерациональному и опасному увеличению поголовья хищных и вредных животных, а в дальнейшем - возникновению эпизоотий.

Создание в первую очередь национальных природных парков вообще разрушает систему, которая сложилась в мире. Неудивительно, что «новые запретительные поправки» к законодательству приводят к уничтожению таких жемчужин Украины, как Биосферный заповедник «Аскания Нова» и конфронтации работников охранных территорий с местными жителями.

Вызывает сомнения в разумности наших депутатов запрет сенокошения механизированными методами. Считаю уместным обязать господина Борейко и его сторонников самим косить каждый год по несколько тысяч гектаров луговых участков НПП, биосферных заповедников и заказников. Экологическая безграмотность этих «суперекологов» впечатляет. Даже студентам-экологам 1 курса известно, что сохранение стабильности степных фитоценозов возможно только при наличии достаточного количества копытных (диких лошадей, сайгаков, куланов и т.п., которых в Украине уже давно нет). Поэтому сенокошение является необходимой мерой, что сохраняет стабильность разнотравья. Так, после шума «борейковцев» по ​​сенокошения в НПП «Большой Луг» у Запорожья и его запрета в большей части луков этого НПП можно видеть только иностранного вселенца - амброзию !!!

Вообще поражает отстранение нашими нардепами ученых от процесса подготовки экологических законов и доминирование в этом процессе крикунов - общественных «суперекологов».

 Для решения этих проблем, с целью сохранения и воспроизводства экосистем, охраны и использования охотничьего фонда, а также для обеспечения конституционных прав гражданина Украины, прав местных общин, предлагаем вместе с учеными разработать и внести соответствующие изменения в Законы Украины «О природно-заповедном фонде Украины», «Об охотничьем хозяйстве и охоте», «О животном мире» и позволить охотничьим пользователям проводить охоту для местных жителей, регулирования численности, проведения биотехнических мероприятии и разведение диких охотничьих животных на территориях хозяйственных зон объектов ПЗФ.

Пожалуйста, введите ваш E-mail: